Синтез становится ядерным: 25 лет REAKTOR
В этой статье вы узнаете историю универсальной синтезаторной платформы от Native Instruments, которая поддерживает всю экосистему NI с 1996 года – со слов ее создателей и разработчиков.
От Radiohead и Flaming Lips до Merzbow и Haxan Cloak – талантливые музыканты в самых разных жанрах уже более двух десятилетий расширяют рамки своего творчества, строя инструменты, треки и даже целую карьеру на REAKTOR. Однако четко определить, что же представляет собой REAKTOR, не так уж просто. В зависимости от того, кого вы спросите, вы получите разные ответы, что это модульный синтезатор, среда программирования, целая студия или просто удобная обертка для нескольких любимых синтезаторов и эффектов.
Первое поколение
История REAKTOR, как, собственно, и всей компании Native Instruments, начинается в 1993 году со Стефана Шмитта и его друга, программиста-самоучки Фолькера Гинца.
«На предыдущей работе я руководил разработкой пользовательского интерфейса и программного обеспечения для цифровых микшерных консолей и хотел сам заниматься программным обеспечением в будущем, но у меня не было ни опыта, ни соответствующего образования. Мне нужен был партнер, и это был Фолькер», – рассказывает Шмитт.
Сначала эта парочка планировала создание собственных микшерных консолей, но, имея опыт работы с клавишными инструментами, Стефан больше заинтересовало создание звуков, а не их запись:
«С акустическими инструментами всегда приятно иметь дело, это отдельный мир, но что меня действительно увлекало – так это создание звуков с самого начала, от самого первого колебания, когда осциллятор начинает генерировать форму волны. И я увлекся идеей, что компьютеры практически у всех, и вы уже можете использовать их, как устройство для звукозаписи или секвенсер, но почему бы не использовать их как музыкальный инструмент?»
Хотя Стефан увлекался некоторыми цифровыми синтезаторами того времени (его фаворитом был Yamaha DX7), он был недоволен индустрией в целом, в частности отсутствием интересных идей от известных производителей и чрезмерно высокими затратами на разработку, которые мешали новым компаниям развивать альтернативный подход. Именно это и должно было измениться.
«Уже в середине 90-х годов стало очевидно, что процессорные мощности обычных компьютеров стали достаточными для создания аудио в режиме реального времени, – вспоминает Шмитт. – И я увлекся идеей, что компьютеры практически у всех, и вы уже можете использовать их, как устройство для звукозаписи или секвенсер, но почему бы не использовать их как музыкальный инструмент?»
Итак, Стефан и Фолькер приступили к работе над программным синтезатором GENERATOR, который и стал предшественником REAKTOR. Как инженер, Стефан хотел непосредственно контролировать каждый аспект звучания инструмента, поэтому он избрал "радикально модульную" концепцию, которая остается в основе этой платформы и сейчас.
«Я решил предоставить пользователю полный доступ к каждой детали обработки сигнала и каждой детали интерфейса, – говорит он. – Итак, GENERATOR был не просто инструментом, он был скорее средством для создания инструментов»
Рабочая версия GENERATOR вышла к выставке Musikmesse во Франкфурте в 1996 году и привлекла к себе внимание музыкантов. В конце концов это был первый в мире модульный полифонический программный синтезатор, работавший в реальном времени. Это был прорыв.
Луч аттрактора
Получив одобрительные отзывы от прессы, пара разработчиков привлекла к своей молодой компании Native Instruments несколько единомышленников – бизнесменов и музыкантов, в том числе эксперта по аппаратной эмуляции Майкла Курца, разработчика и будущего финансового директора Лоренца Гейне и Бернда Роггендорфа, который позже стал соучредителем Able. Последний привел в компанию будущего генерального директора Дэниеля Хавера.
Приблизительно в это время в Москве на потенциал GENERATOR обратил внимание еще один будущий сотрудник NI Вадим Завалишин, ставший прикладным архитектором приложений Reaktor.
«Аппаратные синтезаторы тогда были редкими и дорогими, – рассказывает Вадим, – а GENERATOR привлек мое внимание своей гибкостью и производительностью, и я подумал, что его можно сделать гораздо эффективнее».
Вадим взял все в свои руки и создал Sync Modular – платформу, которая выглядела и звучала как GENERATOR, но работала более эффективно и была еще более гибкой благодаря встроенному компилятору. Стефан решил посетить Вадима в России и пригласил его работать в NI, где он занимался разработкой чрезвычайно эффективного уровня программирования Core REAKTOR, представленного с REAKTOR 5. В этой видео сессии Вадим сам прекрасно рассказывает о работе с Core.
Еще одной ключевой фигурой в NI стал будущий технологический директор компании Мате Галич, кельнский диджей и телеведущий, внимание которого привлек GENERATOR.
«Я не спал около 30 часов, работая за компьютером, – вспоминает Матте. – В то время я был просто одержим синтезом звука. И когда в ночном бреду я увидел на сайте табличку "Мы ищем вас", я прочитал анкету и подумал, что они ищут именно меня! Через несколько недель я был в Берлине и остаюсь в компании NI уже 21 год».
«Генератор можно назвать инструментом, – продолжает Галич, – но я бы назвал это скорее платформой. Ведь как пользователь, вы можете создавать собственные звуки с помощью патчинга модулей, очень похожих на те, из которых состоят синтезаторы Eurorack. Впервые это стало возможным только с таким софтом, как GENERATOR, позже превратившийся в REAKTOR.»
REAKTOR становится ядерным
Почему изменилось название? Первоначально GENERATOR был чисто платформой синтеза. Затем Герхард Белес, работавший в NI до того, как стал соучредителем Ableton, поднял идею добавления сэмплерных модулей, в частности гранулированных. Это стало отдельным продуктом под названием TRANSFORMATOR.
«В скором времени мы пришли к выводу, что TRANSFORMATOR нужно объединить с GENERATOR, так и появился REAKTOR, – говорит Стефан. – это был полный пакет, имевший на борту и синтезатор, и сэмплер. Я думаю, что название REAKTOR частично передавало этот хаос».
"По сути, это тот самый REAKTOR, который вы знаете до сих пор, и который вы можете найти в Komplete", - добавляет Мате. – Это старейший продукт во вселенной Native Instruments – можно сказать, что вся наша компания построена вокруг GENERATOR/REAKTOR».
«В линейке Native Instruments есть не так уж много продуктов, которые не были созданы в REAKTOR, – объясняет Стефан. – Наш отдел разработки, в частности Майкл Курц, использовал REAKTOR для создания таких продуктов как Pro-5, Pro-53, орган B3, FM7 и позже FM8. REAKTOR – это среда, где можно удобно соединять блоки вместо медленного написания строк кода. А еще вы можете все изменить, не дожидаясь запуска компилятора, и сразу услышать результат. Когда вы рисуете соединительную проволоку, вы слышите результат. Все очень быстро».
Хотя сегодня REAKTOR является одним из самых увлекательных продуктов для дизайнеров звука, Стефан вспоминает, что в начале его было сложно продать:
«Люди не знали, чего ожидать от GENERATOR, они хотели знать, может ли эта штука звучать как мини-Moog или 303, им нужен был референс, а нам нужно было убедить клиентов в качестве звука и небольшой задержке. С самого начала у меня не было намерения что-либо эмулировать, поэтому нам пришлось подождать и доказать свою уникальность».
Хотя сам REAKTOR остается верен оригинальному видению Стефана и Фолькера, многое было добавлено в него за эти долгие годы. С выпуском REAKTOR 2.0 в 1999 году была добавлена поддержка Mac. В 2001 году в REAKTOR 3.0 полностью обновился его внешний вид, усовершенствовался аудио двигатель, а также добавились несколько новых модулей для синтеза и сэмплов. В версии 4.0 были добавлены новые инструменты для настройки ансамблей, виды A и B, которые есть и сегодня, а также неожиданный возврат к низкотехнологичному методу защиты от копирования, который предполагал просверливание точно размещенных отверстий в компакт-диске.
Если вас не пугает написание текстового кода, вы можете достаточно быстро начать свою творческую работу.
В 2005 году REAKTOR 5.0 положил начало новой эре создания и настройки ансамблей. Появилась возможность создания новых модулей с помощью Core с удобной библиотекой ячеек для начала работы. Мартийн Цвартес был одним из первых, кто разработал библиотеки макросов, эффектов и инструментов на основе Core, таких как Steampipe, Spacedrone, SpaceMaster и разнообразные эффекты TRAKTOR. Позже в среде Core работали Эрик "Errorsmith" Уиганд (его синтезатор RAZOR стал первым инструментом на основе Core) Майк "MASSIVE" Далиот, Джеймс Волкер-Голл, Lazyfish и другие известные деятели в истории инструментального дизайна REAKTOR.
В REAKTOR 6, впервые появившемся в 2016 году, была заново переосмыслена модульная философия REAKTOR. Вдохновившись растущей сценой модулей Eurorack, NI выпустили Blocks – простые в использовании модули аппаратных синтезаторов, которые можно было патчить вместе и играть на них интуитивно понятным способом. Начиная с версии 6.3, эти модули можно было соединять вместе с помощью виртуальных кабелей непосредственно на передней панели.
Пожалуй, самые существенные в последние годы изменения произошли с обновлением 6.2, которое открыло платформу REAKTOR для сторонних разработчиков, включая новые инструменты от Twisted Tools, Heavyocity, Blinksonic и Tonsturm. Еще одним разработчиком, официально вошедшим в экосистему REAKTOR, стал Тим Экзил – продюсер, технолог и плодотворный конструктор REAKTOR, создавший THE MOUTH, THE FINGER и FLESH, инструменты, ставшие настоящей классикой REAKTOR.
«REAKTOR действительно мощный, потому что он базируется на нодах или узлах, – говорит Тим, который сейчас работает над своим новым проектом Endless. – Все очень просто. Когда вас не пугает написания текстового кода, вы можете достаточно быстро начать свою творческую работу. Вы просто подключаете осциллятор к фильтру, подключаете VCA к одному из них и мгновенно получаете синтезатор, на котором уже можно играть».
Создание сообщества
С самого начала создания GENERATOR, REAKTOR поддерживает всемирную сеть музыкантов-единомышленников и разработчиков. Мотивированные щедростью и желанием учиться друг у друга они бесплатно делятся своими творениями.
Сегодня пользовательская библиотека REAKTOR содержит около 6000 сборников сотен талантливых разработчиков, но, как вспоминает один из разработчиков REAKTOR Дитрих Панк, все начиналось с небольшого списка почтовой рассылки.
«Тогда на самом деле больше речь шла не о контенте, а об общении, – говорит он. – В нашем списке было несколько важных людей, и мы все могли напрямую общаться и задавать вопросы. Это было в 90-е годы, в то время все переписывались по электронной почте».
«Вы только представьте себе, что на самом деле инструмент REAKTOR является всего лишь маленьким файлом, – объясняет Стефан. – Его можно было прикрепить к электронному письму уже в 90-х. Целый инструмент или эффект в имейл вложении – это удивительно!"
Для Вернона Рида, основателя и гитариста нью-йоркской группы Living Colour, пользовательская библиотека была в первую очередь привлекательной в работе с REAKTOR.
«Native Instruments была первой компанией в своем роде, имевшей мощное сообщество пользователей, – объясняет он. – И чем был REAKTOR действительно привлекателен, так это доступностью бесплатной загрузки всех сборников для общественного использования. Все эти невероятно талантливые творцы делились своими работами, и люди могли оценивать их. Практически это была первая аудио социальная сеть, за десять лет до появления Facebook, Twitter и всего прочего!
«Сообщество Native Instruments вокруг REAKTOR было просто невероятным, – продолжает он. – Одним из моих любимых создателей тогда был Мартин Бринкман. Кто-нибудь из старой школы REAKTOR наверняка знает его. Был еще один творец под ником LazyFish. И эти замечательные люди создавали просто безумные вещи».
Больше рекомендаций по лучшим библиотекам от многочисленных пользователей REAKTOR вы получите в разделе “Бесплатные материалы” блога NI.
REAKTOR в работе
Настоящей оценкой для любого инструмента, конечно, музыка, созданная на нем. И здесь REAKTOR имеет богатую историю релизов, по которым можно судить о его влиянии на музыкальную индустрию. От легендарных рок-групп, таких как Nine Inch Nails и Radiohead до неоклассических композиторов, таких как известный разработчик REAKTOR Макс Рихтер и экспериментаторов электронной музыки, таких как Марк Фелл, Габор Лазар и Errorsmith – влияние платформы ощущается почти в каждом жанре. Один только RAZOR можно услышать на хитах Dua Lipa, Fever Ray и Modeselektor.
Одним из самых известных поклонников REAKTOR в мире электронной музыки является Джош Юстис из Telefon Tel Aviv, который в своем интервью 2020 сказал:
«Мы использовали REAKTOR на каждом треке Telefon Tel Aviv с 1999 года».
«Мое первое знакомство с REAKTOR было в студии Джоша Кея в Майами в конце 90-х, – рассказывает он, – В какой-то момент он показал нам REAKTOR, и мы с Чарли были просто удивлены тем, что с ним можно сделать. REAKTOR для меня идет в звуковом авангарде. А для группы Telefon Tel Aviv всегда интересно ходить не проторенными ранее путями».
Это радикально инновационная программная среда, которая поражает до сих пор, и с каждой версией качество звука значительно улучшалось.
Эта способность создавать ранее неслыханные звуки сделала REAKTOR фаворитом многих поклонников звукового дизайна на протяжении многих лет. И здесь мало кто может сравниться с влиянием Ричарда Девайна, который, кроме собственного музыкального творчества, создал звуки для Nike, Apple и Coca-Cola, а также внес свой вклад в основные игровые франшизы и даже разработал звук двигателя для первого электромобиля Jaguar, его пресеты находятся в большинстве инструментов NI.
«Я бы сказал, что REAKTOR до сих пор остается моей любимой платформой для работы, – говорит он. – Это радикально инновационная программная среда, которая до сих пор поражает, и с каждой версией качество звука значительно улучшалось. Количество инструментов, которые я создал в REAKTOR за эти годы, достигает сотен – это все материал, который я использовал и создавал для собственных музыкальных проектов, звукового дизайна, игр, фильмов, телевизионной рекламы… Это один из моих любимых софтов для создания уникальных звуков из нуля, посредством синтеза или обработки сэмплов».
А еще интереснее, чем вспоминать 25-летнюю историю REAKTOR, уверенно смотреть в будущее – в последующие 25 лет. Конечно, NI работают над собственными настройками, обновлениями и инструментами, но будущее этой платформы также зависит от вас. Если вы используете REAKTOR в своей музыке или звуковом дизайне, создаете собственные инструменты или просто имеете свои мысли, они интересны Native Instruments. Отметьте NI в соцсетях (можете использовать также и гештег #NI25), присоединяйтесь к сообществу REAKTOR на форуме NI. А еще лучше – делитесь своими творениями с помощью пользовательской библиотеки – всем будет интересно послушать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий